ЛЕГЕНДА О СКИФСКОМ ЗОЛОТЕ
Иллюстрация: По мнению академика
Б.А.Рыбакова, на этой золотой пластинке из
Сахновки (р. Рось) царь сколотов, склоняясь перед
богиней, держит два из трех священных предметов,
упавших, по преданию, с неба, - топор и сосуд [1,
c.568-569].
Наиболее
древним сообщением о необычных метеоритах,
по-видимому, остается скифская легенда,
сохраненная для нас ''отцом истории'' Геродотом:
<<...На Скифскую землю с неба упали золотые
предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первым
увидел эти вещи старший брат, едва он подошел,
чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он
отступил, и приблизился второй брат, и опять
золото было объято пламенем. Так жар пылающего
золота отогнал обоих братьев, но когда подошел
третий, младший брат, пламя погасло, и он отнес
золото к себе в дом. Упомянутые священные золотые
предметы скифские цари тщательно охраняли и с
благоговением почитали их.>> [1].
Разумеется, это только легенда. И то, что упало,
могло иметь лишь поверхностное отдаленное
сходство с привычными предметами быта. Но
высокая температура (жар) небесных артефактов,
столь характерная для описаний подлинных
падений метеоритов, свидетельствует в пользу
''зерна истины'', лежащего в основе рассказа
Геродота.
Крупнейший авторитет в области славянской
истории академик Б.А. Рыбаков не сомневается в
том, что упомянутые священные предметы
существовали на самом деле. В своем
фундаментальном труде ''Язычество древних
славян'' [1] он убедительно доказывает, что скифы -
обладатели небесного золота - на самом деле были
оседлыми земледельцами праславянского
происхождения и жили на территории современной
Украины - на берегах Днепра. << Всем им в
совокупности есть имя - сколоты по имени их царя.
Скифами же их назвали эллины >>, - писал еще
Геродот. Проанализировав сведения Геродота и
данные археологии, Б.А. Рыбаков относит время
возникновения легенды о падении золотых
предметов с неба к эпохе, отстоящей от нас
приблизительно на три тысячелетия. Ему даже
удалось указать наиболее вероятный район
хранения небесных трофеев : << Протяженная
земля сколотов - борисфенитов четко делится на
две половины рекой Росью и огромными лесными
массивами по ее правому, южному берегу...
Северная, киевская половина, наиболее удаленная
от опасного соседства с царскими скифами -
кочевниками, в скифское время представляла
наиболее безопасную область сколотской земли. Не
здесь ли в каком-нибудь городище вроде
Трахтемировского, защищенного излучиной Днепра
как гигантским рвом, хранилось священное золото
сколотов? В этой половине впоследствии был
большой культовый центр - город Родень (бога
Рода?) у устья Роси (совр. Княжья Гора), заглохший
после принятия христианства >> [1]. Кстати, в
другом месте своей обширной монографии Б.А.
Рыбаков упоминает ряд любопытных
старославянских понятий (''Родиа - молния; Родие,
родия - плод, граната; Род, родьство - геенна
огненная''), намекающих на связь названия города
Родень с полетом огненного шара - болида, без
которого невозможно падение метеорита.
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука,
1981, с.452, 530-570.