ЛЕГЕНДА О СКИФСКОМ ЗОЛОТЕ

Иллюстрация: По мнению академика Б.А.Рыбакова, на этой золотой пластинке из Сахновки (р. Рось) царь сколотов, склоняясь перед богиней, держит два из трех священных предметов, упавших, по преданию, с неба, - топор и сосуд [1, c.568-569].

Наиболее древним сообщением о необычных метеоритах, по-видимому, остается скифская легенда, сохраненная для нас ''отцом истории'' Геродотом: <<...На Скифскую землю с неба упали золотые предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат, едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но когда подошел третий, младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их.>> [1].
Разумеется, это только легенда. И то, что упало, могло иметь лишь поверхностное отдаленное сходство с привычными предметами быта. Но высокая температура (жар) небесных артефактов, столь характерная для описаний подлинных падений метеоритов, свидетельствует в пользу ''зерна истины'', лежащего в основе рассказа Геродота.
Крупнейший авторитет в области славянской истории академик Б.А. Рыбаков не сомневается в том, что упомянутые священные предметы существовали на самом деле. В своем фундаментальном труде ''Язычество древних славян'' [1] он убедительно доказывает, что скифы - обладатели небесного золота - на самом деле были оседлыми земледельцами праславянского происхождения и жили на территории современной Украины - на берегах Днепра. << Всем им в совокупности есть имя - сколоты по имени их царя. Скифами же их назвали эллины >>, - писал еще Геродот. Проанализировав сведения Геродота и данные археологии, Б.А. Рыбаков относит время возникновения легенды о падении золотых предметов с неба к эпохе, отстоящей от нас приблизительно на три тысячелетия. Ему даже удалось указать наиболее вероятный район хранения небесных трофеев : << Протяженная земля сколотов - борисфенитов четко делится на две половины рекой Росью и огромными лесными массивами по ее правому, южному берегу... Северная, киевская половина, наиболее удаленная от опасного соседства с царскими скифами - кочевниками, в скифское время представляла наиболее безопасную область сколотской земли. Не здесь ли в каком-нибудь городище вроде Трахтемировского, защищенного излучиной Днепра как гигантским рвом, хранилось священное золото сколотов? В этой половине впоследствии был большой культовый центр - город Родень (бога Рода?) у устья Роси (совр. Княжья Гора), заглохший после принятия христианства >> [1]. Кстати, в другом месте своей обширной монографии Б.А. Рыбаков упоминает ряд любопытных старославянских понятий (''Родиа - молния; Родие, родия - плод, граната; Род, родьство - геенна огненная''), намекающих на связь названия города Родень с полетом огненного шара - болида, без которого невозможно падение метеорита.

1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981, с.452, 530-570.

BACK